Почти три года назад была выпущена программная статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В этой работе были выделены основные направления модернизации сознания каждого казахстанца: конкурентоспособность нации, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие РК и открытость сознания. Для успешного их претворения в жизнь был разработан ряд проектов, которые в последующем объединили в одну большую программу «Рухани жангыру».
Об одной из самых популярных инициатив республиканского уровня мы поговорили с известным политологом, экспертом и главным редактором TuranTimes.kz Газизом Абишевым.
– Программа «Рухани жангыру» глазами политолога – это…?
– «Рухани жангыру» позиционируется ее создателями как что-то всеобъемлющее. Однако когда я вчитываюсь в ее пункты и вижу, что нам нужно быть прагматичными, рациональными, с открытым сознанием и перенимать самые лучшие иностранные практики, то понимаю, что программа отвечает на большой вызов современности. Угроза этого – архаизация сознания. Мы видим, что страну в интеллектуальном смысле поляризуют очень быстро. Есть категория суперпродвинутых жителей мегаполисов, которые живут в Instagram, Facebook и YouTube, и довольно часто это люди, которые закончили престижные мировые университеты, это интеллектуальная элита. Они живут вместе, в закрытых агломерациях или уезжают за рубеж. Однако еще большая группа, живущая в провинциях, сельской местности, в южных и западных регионах, стремительно архаизируется. И под флагом возрождения национальных или установления религиозных традиций, мы все чаще видим такие явления, как многоженство, похищение невест, принуждение вступления в брак в несовершеннолетнем возрасте, проникновение в государственный орган каких-то родоплеменных структур. Эти средневековые традиции становятся шире, это первое.
Второе – для защиты тренда под этим флагом поднимается истерия относительно проникновения либерально-западных ценностей. Это неприятие прав и свобод женщин, однополых браков, института эвтаназии и прочих либеральных инициатив. Все это вместе приводит к архаизации сознания.
И, на мой взгляд, «Рухани жангыру» борется в первую очередь с этой идеей. Содержание «Рухани. жангыру», говорящее о развитии национального самосознания, это такой демпфер, призванный убедить эти архаизирующиеся национал-патриотически настроенные слои, что мы не потеряем нашу идентичность и не растворимся в потоке истории. Можно сохранить национальную идентичность и при этом модернизироваться. Нация может сохранить свою культуру и трансформироваться в современное государство, не испытывая особой истерии. Я думаю, что «Рухани жангыру» именно об этом.
– Считаете ли вы, что это главный идеологический документ в республике на сегодня?
– Я думаю, что это не идеология, это больше вопрос социологии и культурологии нашего мышления. «Рухани жангыру» о том, чтобы не закостенеть. Безусловно, это один из самых важных, фундаментальных документов, потому что можно сколько угодно принимать стратегий до 2020, 2030, 2050-ого года, но если само общество будет стагнировать и у нас не будет достаточно социальных, технологических практик и квалифицированных кадров, мы эти программы просто не исполним.
– Основная цель программы – модернизация общественного сознания. Как она должна проходить и отличается ли процесс в Казахстане от других стран?
– Когда нам говорят, что государство насаждает нам идею модернизации нашего сознания и это неправильно, это не так. В этом нет ничего плохого. Мы знаем, что консервативное французское общество 17 века менялось с помощью прогрессистов из правительства; советская власть отправляла просветителей в провинцию для обеспечения ликбеза и 100%-ой грамотности. Когда власть борется со старыми привычками и внедряет новые, это не плохо, и должно начинаться именно с государства.
Как это должно проходить? Мы должны сделать наше мышление более гибким и перевести его в цвет. Сейчас у нас все делится либо на черное, либо на белое, это неправильно и не является правдой. Давайте имплементируем, внедрим хорошее и отвергнем плохое. И дискуссия по программе может проходить как раз на уровне такого мышления. Ведь «Рухани жангыру» это, в первую очередь, в головах. Широкие массы должны сформировать обновленные казахские ценности, которые отвечают духу времени.
– Как мы сможем понять, к примеру, к 2025 году, что движемся в правильном направлении?
– Я не думаю, что конечная цель «Рухани жангыру» будет исполнена к этому времени. Это дело большего периода времени, наверное от 10 до 20 лет. Но если мы говорим о 2025-ом годе, то оценка этого субъективна. Сможем понять, наверное, по количеству регистрируемых преступлений, связанных с излишним оголтелым консерватизмом; если уменьшится доля выявляемых ранних браков среди девочек, доля похищаемых невест, уровень ксенофобии. Так можно будет определить, и вряд ли по какому-то математическому показателю.
– Считаете ли вы, что те шесть инструментов модернизации сознания в стратегической статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» сегодня являются актуальными? Или в силу событий появляются новые задачи?
– Пункты были актуальны уже в Великобритании 17 века. И более того, в Афинах и Риме 4 – 2 вв до н.э. Эти цивилизации ушли далеко вперед, а мы только сейчас к этому пришли. Такие вещи не могут дезактуализироваться за два года и тем более за два века.
Но есть еще один пункт – не бояться и четче формулировать борьбу с нашими недостатками. Есть капиталистические страны и есть социалистические. И они развиваются по-разному, но у каждого народа есть свой национальный характер, и он влияет на развитие экономики не меньше, чем политический строй, и продолжает влиять на наши жизни. И нам, казахстанцам, нужно принять, что в нем есть и хорошее, и плохое. Можно оставить все как есть, но тогда это будет тянуть нас назад. Поэтому нужно понять, какие стереотипы мешают нам, назвать их, признать и атаковать. Этого в программе нет. Думаю, что в дальнейших литерациях это будет.
– И все-таки где начинается модернизация населения? Программа способствует этому или казахстанцы должны сами прийти к этому?
– Ждать от коммуны, что она сама модернизируется, не стоит. Это должно быть в национальном информационном пространстве и продвигаться с двух сторон. Государство должно посылать месседжи модернизации и, с другой стороны, оно не должно мешать лидерам общественного мнения и частным блогерам продвигать эти ценности. А ведь блогеры могут влиять. Им нужно объяснять все на том языке, на котором они могут понять,как лингвистически, так и психологически. И вместе в рамках этой дискуссии можно достичь цели. И это должно быть так, чтобы люди подключались к этому. Добровольно. Должна быть сформирована привлекательная модель без элементов сопротивления человеком.