В прямом эфире телеканала «Хабар» в программе «Итоги» заявили, что в КТЖ не делают выводов из происшествий на железной дороге, критике пассажиров и многом другом, передает Neonomad.
В передаче приняли участие руководители подразделений АО «НК «КТЖ», представитель общества защиты прав потребителей и депутат мажилиса парламента РК.
Заместитель председателя правления республиканской ассоциации потребителей Казахстана Турсун Джагпарова заявила, что главные проблемы железнодорожной отрасли страны в отсутствии ответственности со стороны руководства АО «НК «КТЖ».
«Я считаю, что в КТЖ отсутствует ответственность руководства за проблемы. Даже сейчас на программу прислали мелких клерков, а где первые руководители КТЖ? Это всё демагогия. Железная дорога — это стратегический объект. За ЧП на железной дороге должна быть не дисциплинарная, а уголовная ответственность», — возмутилась зампредседателя ОЮЛ «Республиканская ассоциация потребителей Казахстана».
Постоянные задержки, антисанитария, теперь к этому добавились еще и участившиеся случаи схода вагонов. Об этом в прямом эфире сообщил мажилисмен Марат Башимов. Речь идет о том, что руководство КТЖ пыталось скрыть от госорганов и общественности семь фактов ЧП на железной дороге, которые произошли за последние полгода.
«Сход поездов, локомотива это чрезвычайная ситуация. Тут главное, что сход локомотивов хотели сокрыть в западном филиале КТЖ. Эта практика досталась нам от советского режима, когда руководство, боясь ответственности скрывает такие факты. Сейчас благодаря СМИ и соцсетям, такие случаи становятся известны», — сказал Марат Башимов.
Заместитель начальника регионального центра управления перевозками ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» Данияр Койшыбаев ответил, что по фактам схода вагонов и локомотивов наказаны ответственные сотрудники и признал, что руководство подразделений из-за страха ответственности пыталось утаить ЧП на железной дороги.
«Скорее всего это человеческий фактор, боялись испортить статистику, наверное. Но виновные лица привлечены к дисциплинарным наказаниям», — сообщил Койшыбаев.
Во время программы была затронута тема дефицита пассажирских вагонов. Представители КТЖ ответили, что в Казахстане необходимо ещё 700 новых вагонов. Однако их закуп запланирован лишь с 2025 года.
«За державу обидно. У Узбекистана высокоскоростной поезд, а у нас модернизация и ремонт железной дороги. Я бы сквозь землю провалилась. При этом за 2022 год чистая прибыль КТЖ, минус налоги составила 260 миллиардов тенге. Куда уходят эти деньги. Почему нет модернизации. Убрать, посадить этого руководителя КТЖ, а не этих мелких клерков», — сказала Турсун Джагпарова, обращаясь к представителям КТЖ в студии.
В прямом эфире говорили и о швейцарской железнодорожной компании Stadler Rail AG, которая поставит и осуществит техническое обслуживание пассажирских вагонов. Их будут собирать по швейцарской технологии на базе казахстанского вагоностроительного завода. За семь лет на обновленной установке соберут 537 пассажирских вагонов для КТЖ.
Между тем, участники передачи «Итоги» возмутились ценой за один вагон. Его стоимость — 1 миллиард 300 миллионов тенге, что выше аналогичных вагонов у других производителей.
«Вагоны Stadler — это самые высокотехнологичные вагоны в мире, пожалуй. В них предусмотрена система вай-фай, система кондиционирования, система энергогенерации и ряд других технических характеристик, которые превышают нынешние вагоны», — сообщил заместитель генерального директора АО «Пассажирские перевозки» Мурат Торегельдин.
В свою очередь, гости программы отметили, что вагоны Тальго обходились КТЖ намного дешевле — около 500 миллионов тенге за вагон.
«Разница колосальная!» — сказал ведущий программы.
Депутат Мажилиса Марат Башимов заявил, что необходимо разобраться и с частными перевозчиками, которые могут завышать цены на билеты и используют старые вагоны. По словам Башимова, руководство КТЖ будет отчитываться перед парламентом за свою деятельность.