Согласно проведенному опросу Бюро национальной статистики АСПиР РК с участием 11,7 тысячи домохозяйств, к концу 2022 года 33,7% респондентов владели легковым автомобилем, 1,6% — грузовым автомобилем, 1,1% — мотоциклом, 0,8% — скутером или мопедом, 13,7% — велосипедом, 0,4% — гужевым транспортным средством, сообщает Neonomad.kz. со ссылкой на Energyprom.
В городской местности доля владельцев легковых автомобилей составляла 30,8%, грузовых автомобилей — 0,7%, мотоциклов — 0,2%, скутеров или мопедов — 0,5%, велосипедов — 8,2%, гужевых транспортных средств — 0,1%. Сельская местность имела следующие показатели: 39,5% владели легковым автомобилем, 3,4% — грузовым автомобилем, 2,9% — мотоциклом, 1,3% — скутером или мопедом, 24,9% — велосипедом, 1,2% — гужевым транспортом.
Городские жители уступают сельским жителям владение легковыми автомобилями на 8,7 процентных пунктов, грузовыми автомобилями — на 2,7 п. п., мотоциклами — на 2,7 п. п., скутерами и мопедами — на 0,8 п. п., велосипедами — на 16,7 п. п., гужевыми транспортными средствами — на 1,1 п. п.
Для сравнения, к концу 2021 года 33,7% домохозяйств владели легковым автомобилем, 2,1% — грузовым автомобилем, 1,3% — мотоциклом, 1% — скутером или мопедом, 13,6% — велосипедом, 0,7% — гужевым транспортом.
В региональном разрезе наибольшая доля владельцев легковых автомобилей наблюдалась в Акмолинской области (40,7% домохозяйств), а наименьшая — в Шымкенте (23,9%).
Алматинская область была лидером по обеспеченности грузовыми автомобилями с долей 5,6% домохозяйств, а Абайская область оказалась на последнем месте с долей всего 0,5%.
По обеспеченности мотоциклами наиболее высокие показатели были в Акмолинской области (4,1%), в то время как Мангистауская область отставала с долей всего 0,2%.
Домохозяйства Акмолинской области также лидировали по обеспеченности скутерами и мопедами, где доля составляла 2,2%, в то время как Абайская, Кызылординская и Туркестанская области имели самые низкие показатели — всего по 0,3% в каждой.
Костанайская область имела наибольшую долю владельцев велосипедов с показателем 30%, в то время как Шымкент оказался на последнем месте с долей всего 2,3%.
По обеспеченности гужевым транспортом лидерами стали Алматинская и Жетысуская области с долей 1,8% в каждой, а Карагандинская, Павлодарская и Западно-Казахстанская области показали самые низкие показатели — всего по 0,1% в каждой.
По результатам апреля текущего года стоимость автомобилей в Казахстане выросла на 2,7% за год, стоимость мотоциклов увеличилась на 15,7%, а велосипедов — сразу на 20,4%.
Самый значительный рост цен на автомобили был зафиксирован в Жетысуской области, где они выросли на 6,6% за год. Астана и Атырауская область также показали значительный рост соответственно на 5% и 4,8%.
Стоимость мотоциклов сильнее всего увеличилась в Жетысуской (34,9%), Атырауской (33,3%) и Алматинской (27%) областях.
Цены на велосипеды сильно выросли в Алматы на 38%. Западно-Казахстанская (34,6%) и Восточно-Казахстанская (33,4%) области также показали значительный рост.