В Казахстане могут подорожать кредиты, сообщает Neonomad.kz со ссылкой на LS.
Причиной всему станет внедрение механизма по возмещению банками ущерба от мошенников. По мнению финансистов, это может повлиять на стоимость финансовых займов. но вот уже для добросовестных клиентов.
В аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана отметили, что в данном механизме решающим фактором возмещения ущерба станет степень участия клиента банка в произошедшем правонарушении.
Проблема в том, что та волна преступлений, которая сейчас обсуждается, основана на механике социальной инженерии, когда цель злоумышленников – вынудить гражданина самостоятельно передать деньги мошенникам при его активном участии либо передать им доступ к его интернет-банкингу, – прокомментировали в АФК.
В пример привели «помогаек», которые предлагают свои услуги по получению ссуды от имени клиента. При этом граждане сами выдают им разрешение на различные действия. Злоумышленники, пользуясь личной информацией людей, спокойно оформляют на них кредиты с максимальной суммой выплаты. И, как результат, клиенты банка вынуждены сами рассчитываться за эти займы.
Мы видим прямую халатность такого клиента и говорить о каких-то компенсациях сложно. Такая схема может работать и в том случае, когда человек четко понимает, что происходит, но готов выступить «пострадавшим» за долю от полученных средств. Ведь если фининститут будет списывать долги таких «пострадавших», то клиент не несет никаких рисков. Таким образом, обязывание банков компенсировать потери по мошенничествам, совершенным при участии заемщика, или останавливать начисление процентов по ним только улучшит среду для злоумышленников и поднимет стоимость кредитов для добросовестных клиентов. Ведь расходы по таким процедурам лягут в итоге на них, – говорят финансисты.
При этом механизм возмещения будет работать только в том случае, если будет доказана утечка данных из системы безопасности банка. Если человек не получал средства на свой счет, не входил в мобильное приложение под контролем третьих лиц, не осуществлял перевод, не передавал кому-то свой пароль и др.
Любые компенсации не могут повлиять на количество преступлений, поэтому основные усилия финорганизаций, Нацбанка, АРРФР, МЦРИАП и МВД направлены на предотвращение подобных случаев путем широкого информирования граждан, выявления типологий и схем мошенничества и обмена информацией о них, нейтрализацию возможностей злоумышленников по доступу, в том числе трансграничному, к клиентам банков и последующему выводу средств, взаимодействие с операторами связи, телекоммуникационными компаниями, а также постоянный мониторинг социальных сетей, видеохостингов на предмет наличия подозрительных рекламных материалов по инвестированию, – пришли к выводу в АФК.
Раннее глава АРРФР анонсировала возможный механизм, который позволит возмещать пострадавшим от мошенников клиентам банка ущерб.