Негативные последствия изменения климата, глобальной экономической реструктуризации и роста урбанизации сказываются на качестве жизни современников. О том, почему экологическое воспитание вкупе с системными изменениями могут сыграть ключевую роль в развитии страны, читайте в материале.
Состояние экологии Казахстана нельзя назвать удовлетворительным. По словам министра экологии Магзума Мирзагалиева к началу 2020 года в странесформировались две острые экологические проблемы, для которых требуется найти решение. Так, оставляет желать лучшего качество окружающей среды: воды, воздуха и почвы. Еще один не менее важный вопрос – твердые бытовые отходы и их утилизация. Прогнозы экологической эмиссии, выбросов и отходов вредных веществ в окружающую среду, к 2030 году неутешительны: если не предпринять никаких мер, то за десять лет их число достигнет 3,6 миллионов тонн.
Притом, что весомое негативное воздействие на экологическое состояние страны оказывают крупные промышленные объекты, роль играет и использование автотранспорта, частный жилой сектор.
Не последнее значение имеет и эковоспитание, которым до последнего времени пренебрегало подавляющее большинство казахстанцев. Отсутствие полезных для окружающей среды привычек, и, порой, настоящее варварство можно легко увидеть на примере последних резонансных событий: загрязнении розового озера Кобейтуз, избиении тюленей на побережье Каспийского моря.
Эти случаи – лишь яркие примеры попустительского отношения не только к родной земле, но и к состоянию планеты в целом, а само наличие подобных инцидентов демонстрирует важность формирования экологической культуры и экологического воспитания.
Экологическое просвещение – это процесс, который позволяет людям исследовать экологические проблемы, участвовать в решении проблем и принимать меры по улучшению окружающей среды. Исследования показали, что экологическое просвещение побуждает старшее поколение к внедрению полезных привычек, молодежь –делать карьеру в области окружающей среды и природных ресурсов. Также эковоспитание может помочь детям лучше освоить общественные науки, естественные науки, язык, искусство и математику.
Опыт других стран может послужить наглядным доказательством того, насколько высокое значение для молодежи могут занимать проблемы экологии.
Так, проведенное в 2019 году исследование Shell YouthStudy, восемнадцатое в серии опросов с 1953 года, показало, что 71% немецкой молодежи в возрасте от 15 до 26 лет считают разрушение окружающей среды и загрязнение своими главными опасениями в последнем исследовании.При этом в 2015 году наиболее устрашающей проблемой в глазах молодых немцем являлся терроризм.
Этот взгляд вполне может являться следствием запуска в Европе программы эко-школ. Сама идея начать программу пришла в 1992 году в ответ на Конференцию ООН в Рио-де-Жанейро по вопросам климата. И начиная с 1994 нашла свое распространения во многих европейских странах, однако каждое государство само определяли этапы реализации программы. Так, например, в Хельсинки, Финляндия, были подняты первые три «зеленых флага» (запуск эко-программ в школах) только в 1999 году. Всего за год программа была запущена в 80 школах и детских садах, а к 2019 году охватила 300 подобных учебных заведений.
Программа по экологическому воспитанию включала в себя различные занятия. Речь идет не только о теории, но и о практическом подходе. Содержание курсов в школе предлагает множество различных мероприятий, направленных на повышение осведомленности об окружающей среде и устойчивое будущее.
В 2020 году Финляндию можно отнести к одному из экологических лидеров: в рейтингах стран мира по индексу экологической эффективности за последние годы государство стабильно занимает верхние строчки, а в 2016 году Финляндия заняла первое место с индексом 90,68, обойдя Исландию и Швецию.
Однако успех опыта Финляндии не базируется исключительно на эко-воспитании. Внедрение «зеленых технологий», поддержка эко-проектов, государственная поддержка и соответствие нормативам ЕС сопутствуют естественному стремлению жителей страны заботиться о родной природе. Системный подход вкупе с правильным направлением развития позволили финнам создать благоприятную экологическую ситуацию и продолжать ее поддерживать.
В развитых азиатских странах также существуют программы, нацеленные на эко-образование детей и молодежи.
С момента появления экологического образования в Малайзии прошло более 30 лет. Концепция обучения включает в себя обучение пониманию взаимодействия человека и окружающей среды, а также того, как разумно и ответственно взаимодействовать со средой для обеспечения устойчивости жизни на Земле. Однако внедрение подобной программы не помогает государству выровнять экологическое состояние: загрязнение воздуха, обезлесение, загрязнение рек, импорт мусора и его нелегальная переработка наносят непоправимый вред природе страны.
Причина весомой части этих проблем кроется в том, что Малайзия – второй по величине в мире производитель пальмового масла – 28% объема мирового производства. При этом обезлесение в Малайзии в 2000-2012 годах былоодними из самых высоких в мире: площадь лесов сократилась на 47.000 кв.км – 14.4% от общего числа. За этот же период производство пальмового масла выросло на 50%.
Примечательно, что одной из причин загрязнениявоздуха также является производство масла. В стране распространено подсечно-огневое земледелие. В среднем через семь лет после высадки пальмы начинают меньше плодоносить, и фермеры выжигают плантации. Смог становится следствием именно этого процесса.
Ситуация в Малайзии требует комплексного подхода в решении проблем.
В Казахстане принимает меры по улучшению экологической обстановки. К ним можно причислить не только создание отдельного министерства – Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана, но иобновление Экологического кодекса, потенциальные эко-ориентированные изменения в Предпринимательском кодексе и возможное внедрение механизма «Waste toEnergy», который предусматривает продажу электроэнергии, получаемой при сжигании отходов.
По словам Рустема Кабжанова, генерального директораКазахстанской ассоциации региональных экологических инициатив EcoJer, Казахстан всегда поступательно занимал проэкологическую политику, и постепенно наша страна идет к тому, чтобы экономика стала более дружелюбной к окружающей среде. Также эксперт считает, что проявление сильной гражданской позиции поможет прийти к этому быстрее.
В грядущем учебном году Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с ПРООН реализуетновый проект по повышению у обучающихся уровня экологической культуры, экологического образования и воспитания. Будут проведены не только теоретические лекции, но также будут созданы экологические площадки, оборудованные энергоэффективным освещением, солнечными панелями, сенсорными кранами.
Нужно понимать, что именно эко-образование учит нас бережливости, которое в нашей культуре ценится с древних времен.
Что может сделать казахстанец, чтобы, несмотря на возраст, обозначить свою гражданскую позицию, поберечь окружающую среду? Внедрить в свою жизнь эко-привычки, проявлять ответственность и заботу к родной земле и воспитать в молодом поколении такое же бережное отношение.