О результатах реализации программы и необходимых в ней трансформационных процессах рассказала политолог, доктор PhD Дина Айкенова. Она также отметила, какими качествами должны обладать молодые лидеры в Казахстане и к чему может привести отсутствие у них профессии и образования.
Как вы оцениваете процесс реализации программы «Рухани жаңғыру» сегодня и что можете сказать о восприятии ее молодыми казахстанцами?
Хотелось бы сначала сказать пару слов о самой программе. Она заостряет внимание на духовности и у нее действительно благие цели. «Рухани жаңғыру» обращает внимание на территориальное и мыслительное наследие, оставленное нашими предками и ставит перед человеком новые цели. Развиваться и шагать в ногу со временем, черпая силы в своей самобытности. Если тщательно изучить программу, то не нужны ни Лабковский, ни «Қалаулым». Программа весьма содержательна, но в сегодняшних условиях, ее реализация требует трансформации.
Современная молодежь – не та, что была 10 лет назад и уж тем более не та, какая была в советское время. Мой преподавательский опыт составляет порядка 12 лет, и я с уверенностью могу это говорить. Раньше поток в 100 человек был довольно гомогенен с похожими ценностными ориентирами. Постепенно можно наблюдать сегментацию молодежи. Есть те студенты, кто ориентированы на знания и развитие – это позитивный ключ. Но много молодежи сдепрессивным настроем на жизнь, изначально ожидающих провала в жизни. Растет число представителей NEET (ни-ни), которые ведут нездоровый образ жизни, не учатся и не работают в силу определенных обстоятельств. Как достучаться до них? У таких казахстанцев изначально идет отрицание и непонимание любой государственной программы.
И у первых, и у вторых получение новой информации измеряется одной минутой. Об этом можно судить исходя из популярности таких социальных сетей как Instagram и TikTok. «Рухани жаңғыру» сегодня пора освещать именно через эти соцсети и на уровне блогеров. Тех молодых людей, с которых берут пример и которым доверяют – моделей поведения современной молодежи. Тогда охват и эффект будут больше – это, во-первых.
А во-вторых, параллельно с «Рухани жаңғыру»нужно развивать другие программы и проекты, способствующие становлению молодых людей из второй группы, как личностей и профессионаловсвоего дела с последующим трудоустройством.Ведь, когда человек настроен думать о духовности и заниматься саморазвитием? Исходя из пирамиды потребностей Маслоу – когда есть пища, жилье, безопасность и уверенность в своем завтрашнем дне.
Можно ли сегодня говорить о промежуточных результатах реализации программы?
Думаю, что частично да. Тем не менее, пора и по-другому взглянуть на оценку этих результатов.До сегодняшнего дня показателями эффективности реализации программы считались количественные результаты. Сколько произведений переведено на иностранные языки, как много археологических находок оцифровано, какой тираж у переведенных на казахский язык мировых учебников и так далее. Эти внушительные цифры и есть результаты. Теперь, как мне кажется, пришло время качественных показателей, ведь духовность нельзя измерять одними лишь цифрами. «Рухани жаңғыру» должна ассоциироваться с образами.
Можете пояснить ваш ответ?
Например, я принадлежу к роду уак и мой дедушка с самого детства рассказывал мне про Баян батыра – героического представителя нашего рода. Помню, как гордилась им тогда. И по сей день в голове сохранился этот патриотический образ. Так должно быть и с программой. Время, когда хватало лишь отчетов по реализации прошло. Нужен образ программы, патриотическое впечатление от нее. Сегодня люди, в особенности молодежь, нуждаются в духовности, о которой говорится в «Рухани жаңғыру». И создать этот образ — задача не только государства, но и семьи, образовательных учреждений.
В программе также идет речь об открытости сознания и эволюционном, а не революционном пути развития. К сожалению, в стране наблюдаются разные настроения и призывы, в том числе через социальные сети. Как молодым людям научиться фильтровать информацию и различать фейк от правды, а также не встать на революционный путь развития?
Есть такое понятие – «коллективное бессознательное». Идет человек с компанией взять кофе, а все берут чай. И этот человек тоже внезапно заказал чай. Это самый простой бытовой пример, но вы понимаете, что он применяется к абсолютно любой ситуации и это не есть хорошо. Для того, чтобы не быть частью коллективного бессознательного и не поддаваться на провокации, необходимо иметь свои четкие жизненные принципы. Они подразумевают отсутствие внутренних обид и переживаний и наличие базового ощущения счастья. То есть человек должен быть сыт, одет, иметь крышу над головой и работу. Пока в какой-то из жизненных сфер есть пробелы – человек недоволен и пытается это как-то выразить, в том числе, через недовольство системой.
В свою очередь, патриотизм – не чувство, а потребность. Нам нравится говорить, что мы индивидуалисты, но у каждого из нас есть потребность быть частью чего-то великого. И если, по мнению человека, счастья нет, то это иногда выливается, в том числе, и в агрессивные формы протестов.
Таким образом, молодому человеку, чтобы уметь различать правду и вымысел и не поддаться разного рода течениям, изначально нужно работать над своим внутренним психологическим состоянием и благополучным устройством жизни, развиваться, заниматься самообразованием, а государству — создавать условия для этого развития.
Еще одно направление «Рухани жаңғыру» — сохранение национальной идентичности. Как ее не спутать с этническим национализмом, прецеденты которого так или иначе случались?
К сожалению, такая подмена терминов имеет место быть. Национальная идентичность – это наш единый паспорт с голубой корочкой. Это единая культура, история и территория, по сути, являющиеся наследием казахстанцев. Отсюда идет ощущение, что ты не один, а есть такие же как ты.Поэтому в программе этому направлению уделяется особое место. Это понятие несколько шире и масштабнее идентичности этнической,подразумевающей принадлежность к определенной этнической общности. Я считаю, что это вопрос знания и мировосприятия. Иногда отдельные вещи люди просто не хотят понимать в силу каких-либо принципов или воспитания.
Как бороться с подобной подменой понятий в обществе?
Это весьма сложный процесс, а наличие подобных прецедентов замедляет развитие общества. Такие люди считают, что их этнос чем-то превосходит другой. Человеку с четкими идеями этнического национализма в первую очередь может помочь только он сам, а потом уже разъяснительные статьи и работы. Ему нужно понять, что этничность – это его гордость и бытность, но мы не только русские, казахи, уйгуры и дунгане. Мы можем опираться не только на это. Мы – личности. Ведь это и подразумевает программа «Рухани жаңғыру» — соответствовать современному миру, покорять его, но всегда иметь возможность вернуться к своим истокам, в которых можно черпать внутренние силы и вдохновение.
Яркий пример тому – Димаш Кудайбергенов. Многие казахи гордятся тем, что они с ним одной национальности. Однако, я сомневаюсь, что он стал звездой мирового масштаба лишь потому что он казах. Это были годы упорных тренировок и испытаний, которые позволили ему выйти на совершенно иной путь развития. Это должен понимать каждый.
Как вы считаете, какими качествами должен обладать казахстанец, чтобы также, как и Димаш, выйти на новый этап развития, пусть и в своей сфере?
Он должен быть лидером, уметь брать на себя ответственность. Таких людей сейчас достаточно, но есть и полные их противоположности.
Согласно мнению ряда практикующих казахстанских психологов, население республики довольно инфантильное. Большинство людей от 13лет и до бесконечности имеют признаки «вечного внутреннего ребенка» с неразвитым «взрослым». У такого рода людей, в том числе и у молодежи, складывается следующее мышление: мне все должны, нет необходимости нести за себя ответственность и развиваться.
К сожалению, а может быть и к счастью, коронавирус внес свои коррективы в эту ситуацию. Сегодня люди стали более ответственными не только по отношению к себе, но и к окружению. Создаются волонтерские движения, оказывается помощь незнакомым людям из других городов. Молодежь начала изучать новые варианты заработка онлайн. Быть может, это начало их пути к обретению себя и своих жизненных задач.
Вы упомянули, что человек должен быть лидером. А кто они такие, эти самые лидеры современности?
Это люди с развитыми коммуникативными навыками. Они умеют ясно выражать свое мнение и находить общий язык с разными группами населения, в том числе и со сверстниками. Их ориентир всегда позитивен, и они, скорее,опираются на внутренние силы, нежели на внешние факторы. А еще умеют спокойно принимать чужое мнение, но отстаивать свое. Лидеры могут делиться на профессионалов и популистов.
К сожалению, сегодня тех людей, которые на протяжении всей жизни изучают свою нишу и бесконечно развивают навыки, то есть профессионалов – чуть меньше нежели популистов. Последние пытаются устроиться как можно лучше, но ответить на конкретный вопрос о своей цели всегда затрудняются, в связи с тем, что у них отсутствуют базовые ценностные ориентиры, которые есть лишь у первой категории лидеров.
Я считаю, что казахстанцам нужно стремиться быть в первой категории лидеров, ведь только тогда они и окружающие люди увидят качественные результаты их деятельности.