Как в Казахстане развивался современный танец, что зарубежная публика думает о фольклорной хореографии и каким образом достичь профессионального успеха на танцевальном поприще – на эти и другие вопросы в интервью ответила Гульнара Адамова, заслуженный деятель Республики Казахстан, главный балетмейстер и художественный руководитель театра современного танца «Самрук».
Гульнара Владимировна, в какой момент вы решили посвятить себя современному танцу и сложно ли было развивать это направление в Казахстане?
— Поскольку это моя профессия, можно смело сказать, что танцами я увлекалась всегда. После окончания Алматинского хореографического училища, закончила балетмейстерский факультет в ГИТИСе, а современному танцу училась зарубежом — насколько это было возможно в то время.
Так, спустя 20 лет появилось огромное желание развивать современный танец в Казахстане. На родину я приехала уже с определенным багажом знаний. Сначала преподавала в хореографическом училище, а затем в академии им. Жургенова. Когда пришло время создавать свою труппу, оказалось, что в стране специалистов по этому направлениюпочти не было и пришлось ребят обучать с нуля и самой учиться вместе с ними. Это было время, когда царил классический балет, а всё остальноевсерьез не воспринимали.
Первые 5-6 лет мы работали на голом энтузиазме. Выступали в шоу, вели студии, чтобы заработать себе на жизнь, репертуар и костюмы. Позже на нас обратили внимание, и мы приобрели государственный статус, став частью «Алматы әуендері» при Управлении культуры г. Алматы. Это был 2003г.
Вскоре начались поездки по разным странам,наш коллектив развивался, репертуар и гастрольная карта становились шире.
Сегодня современный танец в Казахстане по праву занял свое место в балетном искусстве. И если раньше в него не верили, то сегодня это ведущее направление, и молодежь с огромным желанием изучает его. Об этом можно судить потому, что если два десятка лет назад мы были единственными в этой сфере, то сегодня современным балетом занимаются все танцевальные коллективы, в той или иной степени.
Как объяснить, что из себя представляет модерн человеку далёкому от искусства танца?
— Это другой танец — техника совершенно иная, отличающаяся от классического танца. Он подразумевает отражение жизни современногочеловека со всей палитрой его чувств. Например, когда хочешь показать такие эмоции, как страх, боль, истерику — ты точно не встаешь в красивый арабеск, а скорее, будешь биться в конвульсиях. Эстетика изменилась. Если раньше Plie по второйпозиции было недопустимо, потому что не эстетично, то сегодня средства выражения более чем смелы.
Известно, что изначально вы занимались современным балетом в чистом виде. В какой момент вы начали добавлять в свои концертные номера и спектакли национальные мотивы и движения?
Вы правы. В самом начале мы были увлечены новой техникой и это было для нас принципиально – ее постижение и развитие. Потом случился переломный момент, когда мы получили приглашение на Международный фестиваль по современному танцу в Вильнюсе (1998г). Тогда и задумались о том, как правильно представить свою страну. Первым шагом явилась смена названия коллектива на «Самрук«. Долго размышляли о репертуаре и результатом стал наш первый большой спектакль на национальную тему — «Жезтырнак«.
С тех пор появилось кредо: тематика национальная, средства выражения — современные. И мы старались! Это касалось всего: и танца, и музыки, и костюмов, и драматургии. Потом были другие спектакли и много концертных номеров, где мы использовали новую стилистику.
У вашего театра современного танца обширная гастрольная карта. Вы побывали в Турции, Китае, Австрии, России, Германии и других странах. Можно сказать, что вы часто выступали перед искушенной публикой. Как ею воспринимается наше «национальное и самобытное»?
— Очень хорошо! В большинстве стран современный танец развит сильнее, чем классический. Поэтому их трудно удивить, они действительно искушенные зрители. Когда же ты предлагаешь им что-то самобытное и «исключительно наше» — это всегда успех и вызывает большой интерес у зрителя. Особенно, если это идет в комплекте с хорошей драматургией, хореографией, музыкой и костюмами.
Правильно ли утверждать, что оставаться конкурентоспособными в этом направлении на мировой арене мы можем благодаря своей культуре и привнесенным в номера национальным элементам?
— Безусловно, это наша особенность. Но особенностей может быть много. Например, сампродукт и насколько он хорошо сделан. Что бы вы ни ставили: национальное или современное — все зависит от того, насколько талантливо сделана сама работа. Трогает она зрителя или нет, откликаетсяли на неё не только ум, но и сердце.
Если же талантливой работе придать еще национальный колорит и аромат архаичности — это безусловно повысит рейтинги, ведь в нашей культуре бездна материала, который ещё не использован.
Всё это очень соответствует программе «Рухани жаңғыру» и отвечает сегодняшнему моменту. Мир стремится к разнообразию, ему интересна наша культура, быт, музыка, танцы, костюмы, легенды. Но также желательно, чтобы все это быломодернизировано и адаптировано к современнымреалиям. Так, нельзя «застревать» в сугубофольклорном измерении, но и неправильно уйти в непонятный творческий модерн до такой степени, что все становится непонятным даже тебе самому.
С другой стороны, бывают темы и личности, которые существуют вне национальности и культуры. Например, Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен. Они не просто немецкие композиторы. Согласитесь, эти личности и их музыка существуют вне национальности и вне географии. Они умели слышать мир и вселенную, поэтому их произведения обречены на вечность. Мы слушаем их и в какой-то степени понимаем, вне зависимости от того, на каком языке говорим.
По сути, «Рухани жаңғыру» и про это тоже. Нужно всегда помнить о своих истоках, не забывать кто ты есть на самом деле. Но также, важно самому быть цельной личностью и что-то из себя представлять. Развиваться и в этом развитии находить силы и способности делать что-то для мира, в котором ты живешь.
Как вы считаете, какими качествами должен обладать молодой казахстанец, чтобы достичь именно профессионального успеха на танцевальном поприще?
— В первую очередь, он должен обладать бешенным желанием достичь этого самого успеха.Он должен хотеть стать звездой — без этого никак. Нужно работать, когда другие уже не могут или идут пить кофе. Важен характер, внутренний стержень, любовь к себе и к своему делу. Нужно стремиться работать самостоятельно.
Я видела артистов, которые приходят на репетиции и ждут сигнала. Размышляют, а когда же ими займутся и показывают ровно столько, сколько им даешь на занятиях. Но есть те, которые в то, что даешь им – вкладывают душу, усердие и время. Они затрачиваются и выдают уникальный результат.
Знаете, сейчас модно говорить, что нужно в этой жизни делать то, что хочется. Нет, это выбирать дело всей своей жизни нужно по любви, а уже дальше заставлять себя маленькими шагами и прилагая усилия идти к большой сцене – а это рутина. Прежде, чем выйти со своей партией на зрителя, ты годами у станка выполняешь один и тот же класс. Может казаться, что эти репетиции не так уж важны, но именно в тот день, когда ты так решишь может произойти прорыв. А тебя нет. И на твое место идет другой, более упорный и целеустремленный.