В 1959 году в мире был определен правовой статус самых юных жителей планеты — принята Декларация прав ребенка. Она гарантировала детям защиту на мировом и государственном уровне. Уже тогда руководство стран понимало, что потенциал, который есть в детях, является важным составляющим успешности страны.
В современное время не каждая страна в мире особое внимание уделяет развитию молодого населения до 18 лет. По данным ЮНЕСКО, только в каждой пятой стране дети имеют возможность бесплатно получать 12-летнее обязательное образование. Около 265 миллионов детей и подростков не могут посещать школу и получать образование из-за голода, вооруженных конфликтов и других причин.
Дети — будущий интеллектуальный капитал любой страны, так как они способны компенсировать отсутствие большого количества природных запасов, а также уменьшить необходимость добычи природных ресурсов. По данным исследований Всемирного банка львиную долю национального богатства США составляет человеческий капитал — 76%. Остальная часть приходится на основные производственные фонды — 19% и природные ресурсы – 5%.
Мотивируя школьников сегодня, можно ставить и достигать большие цели завтра. К примеру, программа «Цифровой Казахстан», программы трехъязычия, культурного и конфессионального согласия — это часть подготовки будущего поколения к жизни в XXI веке. Они обеспечивают конкурентоспособность молодежи и позволяют улучшать, как благосостояние страны, так и молодого населения. Казахстанские школьники, которые понимают перспективы, которые есть в современном мире, уже успешно конкурируют со сверстниками со всего мира. Этому есть масса доказательств: молодые люди, окончив школу в Казахстане, успешно поступают в лучшие вузы мира.
В тоже время подрастающее поколение наиболее подвержено глобализации и любым процессам, которые происходят в мире. В современное время именно молодые люди должны «рассматриваться в качестве ключевого показателя состояния нации». Их жизнь больше всего подвержена социальным и экономическим изменениям. Об этом утверждает лектор по социальной психологии, сотрудник Центра современных культурных исследований Бирмингемского университета Кристин Гриффин в своей работе «Репрезентация молодежи: исследование молодежи в Британии и Америке».
Многие западные авторы сходятся на мысли о том, что глобализация имеет прямое и сильное влияние на жизнь молодежи, поскольку она ведет к ускоренному социальному разделению, жертвами которого в первую очередь становятся молодые люди.
В результате, статус молодежи коренным образом меняется, а, следовательно, должна меняться и проводимая государством политика. Поэтому современному прогрессивному государству стоит постоянно разрабатывать программы, которые не косвенно, а напрямую касаются подрастающего поколения.
Образование — долгосрочная инвестиция
Лучший инструмент влияния на подростков и детей — образование. Страны с качественным образованием сегодня выигрывают у тех, кто не делает на него упор.
Выступая на встрече высокого уровня, состоявшейся в рамках 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш высказал идею, что финансирование в образование выгодного влияет на качественное развитие страны сразу по нескольким направлениям. «Инвестирование в образование — это наиболее эффективный способ обеспечить экономическое развитие, повысить навыки и расширить возможности молодых женщин и мужчин, а также достигнуть прогресс по всем 17 Целям устойчивого развития», — заявил А. Гутерриш.
17 целей в области устойчивого развития вступили в силу 1 января 2016 года. Их приняли мировые лидеры в сентябре 2015 года на историческом саммите Организации Объединенных Наций. Согласно эти целям, страны будут искоренять нищету во всех ее формах, бороться с неравенством, решать проблемы, касающиеся изменения климата, жизни и здоровья людей. Поставленные цели, планируется достигнуть до 2030 года, также они сформированы с учетом Целей развития тысячелетия. Особенность первых в том, что они включают в себя участие всех стран, независимо от уровня развития. Таким образом, планируется достижения процветания людей и одновременная защита общего дома — планеты Земля.
Лидеры стран придерживаются идеи ООН. Президент Франции Эммануэль Макрон в своих выступлениях не раз подчеркивал, что образование в стране стало главным приоритетом для развития Франции и внешней политики.
В составленном Skyeng рейтинге стран с наибольшей долей государственного финансирования образования лидирует Норвегия, где на бюджетные средства приходится 99% затрат на учебу (данные за 2019 год).
Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг на встрече с мировыми лидерами в Нью-Йорке, которая состоялась 20 сентября 2017 года, отметила, что проводит свою деятельность в интересах образования. По мнению Сульберг это самый эффективный вклад в развитие. Норвегия на протяжении нескольких лет увеличивает финансовую поддержку образования.
Как перспективы есть у казахстанцев?
В Казахстане поддерживают требования и рекомендации ООН. Государство входит в число самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Исходя из данных комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, доля расходов на образовательную сферу в стране составляет 19,4% государственного бюджета.
Культ образования все больше входит в жизнь современного казахстанца и охватывает детей школьного и дошкольного возраста. По статистическим данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в стране функционируют 10 179 дошкольных организаций. 906 800 детей охвачены дошкольными организациями. В процентном соотношении 78,7% детей в возрасте от одного года до шести лет посещают дошкольные организации. Динамика сети организаций дошкольного воспитания и обучения свидетельствует о стабильном росте в этой сфере. В 2014 году в стране функционировало 8467 дошкольных организаций, в 2017 году их общее количество составило 9828.
Однако развитие молодого поколения не заключается только в рамки образования и образовательных учреждений. Согласно статье 29 Конвенции о правах ребенка — основного международно-правового документа обязательного характера, посвященного широкому спектру прав ребенка, образование должно влиять не только на умственные способности, но и на развитие личности, талантов и физических способностей детей. Это предполагает участие в развитии детей не только работников образовательных учреждений, но и общества, семьи, родных и других каналов общения и связи, таких как средства массовой коммуникации, источников информации.
Программа «Рухани жаңғыру» включает важный и нужный казахстанцам проект — «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам. Проект позволит убрать пробелы в знаниях детей, и сделать важную информацию, которой пользуются в других странах, доступной на национальном языке.
«Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех, — такой посыл есть в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В первую очередь, он направлен именно на молодое поколение, на которое сегодня можно возлагать надежды и ждать результатов.
Положительные изменения гарантируют научные исследования. Автор работы «Динамические Силы Капиталистического Развития» Артур Мэддисон установил зависимость образования и экономики. По его расчетам, увеличение ассигнований на образование на 1% ведёт к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35%.
При реализации всех задач программы, у Казахстана есть все перспективы стать единой Нацией сильных и ответственных людей, которые успешно конкурируют в мире и наращивают постоянный потенциал в лице молодого поколения.