Туризм значимая отрасль мировой экономики. Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), его вклад в мировой ВВП в 2019 году составил $8,9 трлн или 10,3% от его общего объема. Отрасль обеспечивает 330 млн рабочих мест. Каждый десятый человек на земле занят в туристической сфере. Она аккумулировала в себе капиталовложения в размере $948 млрд или 4,3% от общего объема инвестиций.
Туризм может быть мощным инструментом в борьбе с экономическим спадом и безработицей. Поэтому развитые и развивающиеся страны делают ставку на его развитие. По данным исследования WTTC, туристическая индустрия Европы обеспечила вклад в объеме $2 трлн, Северная Америка – $2,1 трлн, Северо-Восточная Азия — $2,1 трлн, Юго-Восточная Азия – $380 млрд.
Последние тренды в туристической отрасли
Согласно данным Комитета по туризму ОЭСР, главным трендом туристической отрасли становится цифровая трансформация. В среднем 77% предприятий по размещению и питанию и напиткам в странах ОЭСР имеют веб-сайт или домашнюю страницу, а 70% используют социальные сети. Находясь на другом конце земли, можно оформить и оплатить отель, транспорт или экскурсию. Вместе с тем при построении маршрута туристы делают ставки на наличие высокоскоростного интернета.
Цифровые технологии работают на руку туристическим объектам, создавая удобство для посетителей. Поколение Z, миллениалы – поколения, растущие на «умных гаджетах», будут основной массой туристов к 2040 году. Поэтому для того, чтобы быть успешным в будущем туристическим компаниям нужно развивать цифровизацию уже сейчас.
Влияние объектов, имеющих историческую ценность, на развитие туризма
Каждая страна имеет свое культурное наследие, исторические памятники, шедевры архитектуры. Они предают уникальный колорит региону, формируя атмосферу и отражая характер местности. Такие места при хорошей маркетинговой стратегии становятся очень популярными для посещения.
Так, в исследовании Института городского развития в Кракове доказывается, что успешное восстановление центров польских исторических городов повысило их привлекательность для туризма, а также улучшило общий имидж. К аналогичному выводу пришла и исследовательская группа из Великобритании, показавшая положительную корреляцию между объектами культурного и исторического наследия и привлекательностью мест, где они находятся, в качестве туристических направлений.
Туризм в Казахстане
Туризму в Казахстане уделяется все большее внимание. Инвестиции в эту отрасль в 2019 году достигли 153,7 млрд тенге. Это в несколько раз больше чем в прошлые годы. Количество обслуженных посетителей по областям и курортным зонам Республики Казахстан продолжает расти с каждым годом.
Одним из проектов в сфере популяризации туризма является проект программной статьи Нурсултана Назарбаева – модернизации общественного сознания «Духовные святыни Казахстана», или, как их еще по-другому называют — «Сакральная география Казахстана».
Суть этого проекта состоит в популяризации природных объектов и памятников архитектуры, имеющих огромную ценность для нации. Культурно-географический пояс святынь Казахстана объединил в себе 205 национально важных и 575 региональных объектов по шести направлениям: Север, Восток, Запад, Юг, Центр, Юго-Запад.
По словам заместителя руководителя Научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Батырхана Жумабаева, после придания некоторым объектам статуса святынь поток людей к ним увеличился втрое. Об этом он сообщал во время онлайн-конференции в январе 2019 года.
Национальная компания Kazakh Tourism также отмечает положительные показатели развития туризма по итогам 2018 года. 8,79 млн иностранцев приехало в Казахстан в 2018 году. Это на 14,1% выше чем годом ранее. Даже если учесть тот факт, что статиста основана на данных приграничных служб, и в нее входят и люди, приезжающие с деловыми целями и люди, приезжающие к друзьям или родственникам, все же туристы среди них составляют не малу долю. Потому что вместе с этими показателями растет и объем оказанных услуг в сфере туризма, который в 2018 году составил 104 млрд тенге.
Как уже отмечалось ранее, главным трендом туристической отрасти является цифровизация. В этом направлении для удобства гостей республики создан Kazakhstan.travel, функционирующий на семи языках. На портале можно узнать всю необходимую для путешественника информацию. Есть возможность выбрать гида, туроператора, туристический объект и даже магазин сувениров. Помимо этого создана виртуальная карта сакральных мест Казахстана.
Однако, в Казахстане большое число гостевых домов все еще имеет проблемы с доступов в интернет. Речь идет об отдаленных от городов объектах. Кроме того, у владельцев гостевых домов отсутствуют необходимые навыки для интернет-продвижения.
Для решения этих проблем в Государственной программеразвития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы предусмотрена выдача иностранным туристам SIM-карт и MobileWiFi модемов, что позволит им везде оставаться на связи.
Помимо этого ТОП-10 будет туристических объектов полностью покроют сетями WiFi и доступом к Интернету. Доступ к интернету появится и в пассажирских поездах.
В целях пропаганды духовных святынь Казахстана были созданы 30 видероликов на трех языках. На телеканалах BBC, World news, Viasat history, National geographicсовместно с американской компанией Castle Film показали фильмы «Земля номадов», «Алтын адам», «Сакральная география Казахстана», фильмы «Кожа Ахмет Яссави», «Айша биби».
Казахстан имеет разнообразные природные ландшафты, начиная с равнинами и заканчивая горами. Помимо богатства земли народ имеет и духовные святыни в виде мавзолеев, исторических памятников и уникальных архитектурных сооружений. При должной поддержке они могут вывести туристический потенциал Казахстана на качественно новый уровень.